ГОЛОСОВАНИЕ

Лучший игрок московского "Динамо" в матче "Динамо" - "Анжи"
 

Динамо Москва футбольный клуб последние новости

Якушин Михаил Иосифович

В последние годы жизни Михаил Иосифович, случалось, болел, иногда тяжело. Однажды он попал в отделение реанимации с инфарктом. Когда вконец расстроенные и испереживавшиеся родственники дождались от него записки, то они были шокированы. Потому что в ней была только одна просьба — сообщить, «как сыграли наши» (надо ли объяснять, что под «нашими» Михаил Иосифович имел в виду футболистов московского «Динамо»). Прежде всех вопросов земного бытия, прежде информации о своем здоровье и здоровье близких для него были результаты прошедших футбольных матчей его любимой команды.

Второй штрих. Как-то в один из морозных дней начала 90-х годов мы вместе с ним стояли на трибунах малого стадиона «Динамо» и наблюдали матч динамовцев по хоккею с мячом. Это была уже не «великая» команда чудо-мастеров, а команда безусых мальчишек, проигрывавшая почти всем с крупным, неприлично большим счетом. И в этом матче уже в первом тайме они пропустили несколько мячей. Обеспокоенный Михаил Иосифович повернулся ко мне и сказал: "Придется пойти к «динамчикам» и подсказать им, как надо играть во второй половине". Я, хорошо представляющий, как нынешняя молодежь относится к наставлениям старших, к всевозможным призывам «постоять за честь», пытался мягко убедить моего кумира не вмешиваться в печальный ход событий, взывал к трезвому пониманию того, что может произойти в раздевалке в перерыве. Михаил Иосифович как-то строго посмотрел на меня и холодно ответил: "«Динамо» проигрывает, а ты ко мне лезешь с какими-то деликатными пустяками относительно того, как воспримут меня в раздевалке. Мне абсолютно все равно, что мне скажут, но я не могу не помочь команде советом, если она проигрывает". И со старческой опасливостью стал спускаться по обледенелым и засыпанным снегом ступенькам вниз, в раздевалку.

И последний штрих. Когда в 1993 году Алексей Габрилович получил заказ от футбольного клуба на видеофильм о московском «Динамо» (в окончательном варианте он ему придумал, на мой взгляд, удачное название «Два тайма с московским «Динамо»), он, мучаясь обычными творческими сомнениями, однажды пригласил меня в Останкинскую телестудию, в свое объединение «Экран», и, просматривая разнообразный документальный киноматериал, вдруг поделился со мной в присутствии многочисленных женщин, выполнявших разнообразные неведомые мне киношные вспомогательные операции, сомнениями относительно интересности, «внутренней драматургичности» всех этих футбольных кадров. "Вот женщины считают, и я с ними готов согласиться, что у задумываемого фильма нет «изюминки», внутреннего динамизма, драматургии, сплошь одни скучные моменты у ворот. Кругом один мяч. Только мяч и мяч, все кругом носятся, одни только голы, друг на друга похожие. Им все это кажется скучным и неинтересным". Я от этой тирады, признаюсь, вначале просто потерял дар речи и только безнадежно рукой махнул. Но потом пришел в себя и стал доказывать, что каждый вид человеческой деятельности, и футбол в том числе, имеет свою специфику, свой «язык», на котором и через который только и можно искать и передавать драматургию футбола. А основой этого языка, его алфавитом как раз являются мяч и голы. Но от моих слов атмосфера в просмотровом зальчике не улучшилась, женщины и Алексей недоверчиво слушали меня и мои горячие заверения, что настоящего поклонника футбола как раз только мяч и голы волнуют, только это ему интересно и увлекательно. Утомленный поиском убедительных аргументов, я наконец посоветовал Габриловичу записать беседу с Михаилом Иосифовичем на футбольные темы и дать это в его ленте. Когда в ответ на мое предложение Алексей недоверчиво потянул носом и сказал: «Опять беседа со стариком, ну что он может интересного рассказать, да и опять все переврет и перепутает» (до этого он уже записал воспоминания нескольких ветеранов московского «Динамо», и мне стоило немалых трудов уговорить его отказаться от них ввиду их несоответствия известным историческим фактам). На это у меня хватило ума возразить: «Поговорить с Михаилом Иосифовичем не только необходимо по сути дела, от общения с ним ты получишь не только удовольствие, но и помудреешь». К счастью, Алексей прислушался ко мне и через несколько дней пригласил Якушина на съемку (она проходила на стадионе «Динамо» в комнате ветеранов футбольного клуба в 4-м подъезде), и его в этот день буквально нельзя было оторвать от беседы. Он был так очарован мудрым обаянием собеседника, настолько увлекся сочными, конкретными, главное, достоверными рассказами старого футболиста, что буквально визжал от восторга и возбужденно втолковывал своим помощникам, как надо снимать тот или иной ракурс, план и т.д. Он буквально летал по комнате и не стремился обуздывать охватившее его творческое вдохновение. Вопрос о недостаточности «драматургии», «неинтересности кадров с мячом» отпал как бы сам собой. А в следующие дни он часами висел на телефоне и увлеченно рассказывал, как пришла ему в голову идея «записать беседу с этим замечательным стариком» и что эти кадры фильма ему и многим его коллегам кажутся самыми интересными и захватывающими в этой ленте. Я с ним в этом плане полностью согласен, хотя ни до, ни после совместной работы с этим незаурядным человеком, увы, вскоре неожиданно ушедшим из жизни, не считал и не считаю себя специалистом документального кино.

Михаил Иосифович прожил долгую жизнь, в которой розы перемежались с шипами. Ему многое пришлось пережить. В частности, и в тренерской биографии, где в его любимом обществе, которому он отдал лучшие годы жизни, с ним подчас обходились неделикатно, а то и просто не по законам человеческой совести. Но долго зла на свое «Динамо» он не держал. Радует, что в конце жизни он наконец-то и в своем обществе получил то, чего заслуживал, — уважение и авторитет. Стараниями многих ветеранов динамовского футбола он вошел в Совет директоров футбольного клуба и до последних дней принимал активное участие в делах московского «Динамо». Ни одного серьезного решения динамовцы не принимали без его благословения, не обходил динамовский клуб стороной и вопросы быта и жизни знаменитого тренера, хотя его запросы были по-старчески скромными.

Надеемся, наконец, что доживут динамовцы и до того дня, когда этому мудрому и обаятельному человеку, настоящему динамовцу, откроют памятник, который, верится, и поставят не в Лужниках, а где-нибудь в Петровском парке, на стадионе, где он прославился как футболист и тренер.

И последнее. При М.И.Якушине в 1945 году впервые штатно узаконена была должность его помощника — тренера (хотя еще в 1938 году В.И.Дубинин был официально назначен помощником М.Д.Товаровского, да и в другие годы тренеры имели помощников, правда, числившихся на других должностях. Например, верным помощником Б.А.Аркадьева в «Динамо» был Владимир Георгиевич Щербов, официально работавший в отделе футбола московской городской организации). В 1945-1949 годах вторым тренером был Евгений Васильевич Фокин, а в 1950 году — Иван Иванович Станкевич. В 1953 году его помощником на короткий период (в сентябре) стал Леонид Константинович Соловьев, а с октября 1953 года по 1960 год включительно его бессменным помощником стал Всеволод Константинович Блинков.

 

Источник: И. С. Добронравов «На бессрочной службе футболу»

 

Турнирная таблица

КОМАНДА И О
 1. Локомотив2045
2. Зенит20 37
3. Спартак 2037
4. Краснодар20 36
5. ЦСКА2035
6. Уфа 20 27
7. Ахмат 20 26
8.Арсенал 20 25
9. Урал 20 25
10. Ростов 2025
11. Рубин 20 23
12. ДИНАМО 2022
13.Амкар 20 21
14. Тосно 20 20
15. Анжи 20 19
16. СКА-Хабаровск 20 12

 Развернуть
  • Show list

Архив

БОМБАРДИРЫ ДИНАМО

ИгрокЧК
    К. Панченко 4
    А. Ташаев 4
    Е. Луценко 3
    А. Зотов 2
    Ф. Бечирай 2


Дисквалификация

ИгрокМатчиТурнир







Угроза пропуска

ИгрокТур.карт.